Пятница, 10.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [22]
C татья о театре [0]
Валерий Маслов закончил книгу о тульском театре юного зрителя. Она посвящена предстоящему юбилею театра - 85-летию со дня основания первого детского театра в Тульской области.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Интервью с писателем

ВАЛЕРИЙ МАСЛОВ: «НАУЧИТЬСЯ БЫ УШЛОСТИ У МОСКВИЧЕЙ» Валерий Маслов из числа тех, кто знает гораздо больше, чем говорит. Предпочитая излагать богатейший жизненный опыт и обширный накопленный материал в своих книгах. Он пишет много и увлеченно, успевая не только творить самому, но и помогать начинающим литераторам. Безмерно любит свою Джулю, очаровательную дворнягу, поэтические строки которой адресовал поэт Андрей Вознесенский. Ждет и приветствует вступление России в ВТО, что позволит защитить авторов от произвола издателей-пиратов. О ТУЛУПАХ, ЗАРПЛАТЕ И ТОСТАХ - Валерий Яковлевич, где бы ни приходилось Вам работать, оттуда и черпали пищу для размышлений, материал для вашего творчества. Жили в селе: писали о нем. Работали в администрации области, и темы, реалии, факты брали соответственные. Ведь так? - Абсолютно верно. Свой жизненный путь прослеживая, вижу в нем всего три этапа. После армии пошел работать в совхоз «Красный богатырь», это самая глушь на границе с Рязанской областью. Туда даже дороги в то время не было. Но уже тогда писал. Рассказы, очерки, статьи в газету «Новомосковская правда». В 1973-м написал свою первую автобиографическую повесть: «Там же, на нашем пруду». Повесть о моей первой любви. И очень удивился, когда мне, совершенно отрезанному от мира, вдруг, звонят и делают предложение работать в Туле, в газете «Коммунар». - Это кто ж узнал-то о таланте в глуши? - В районе работал собкором газеты «Коммунар» Лившиц. А собкоры, как правило, отслеживали тех внештатников, кто неплохо пишет. В районке мои статьи появлялись регулярно, я был их рабселькор. Вот, Ливщиц-то и предложил мою кандидатуру «на повышение». Я приехал в «Коммунар»… в тулупе. На меня смотрели, как на снежного человека из далекой деревни. Тогда газету возглавлял мудрый Алексей Семенович Туманов, он один из всех редакторов областных газет смог усидеть в кресле редактора целых 25 лет. Он мне сказал: «Зарплата - 80 рублей, будешь младшим литсотрудником. Работать с утра до вечера, и три года о квартире не заикаться!» Я согласился, не раздумывая. И начал ездить, начал писать. Успевал сдавать материалы чуть ли не в каждый номер. И за счет этого, командировочных, гонораров, не 80, а - 300. В один прекрасный день Туманов меня вызывает, хитро смотрит, и говорит: «Ты, оказывается, не так прост, как я думал… У тебя там мохнатая рука есть». Где, спрашиваю? Отвечает, в облисполкоме! «Коммунар» - номинально-то был органом обкома и облисполкома, но «рулила» партия. Хотя облисполком, оказывается, тоже отслеживал мои материалы. И меня пригласили на работу помощником председателя Тульского облисполкома. Это третий этап в моей жизни, который растянулся почти на два десятка лет. - Знаю, приходилось организовывать визиты в Тулу президента и премьер-министров. Есть у Вас благодарственная телеграмма за подписью пресс-секретаря президента Костикова. А в чем конкретно заключалась «большая организационная работа на высоком уровне»? - Я благодарен тому, что я работал в этой организации. Потому что увидел изнанку власти изнутри. Я ходил коридорами власти, и причем, в самые переломные моменты в жизни страны. Встречался и разговаривал с Ельциным, Гайдаром, Черномырдиным. Бывал в Кремле, Доме правительства, других высших госучреждениях. Я видел и слышал очень многое. А, в основном, много работы, конечно, было организационной. Но и других нагрузок хватало, был помощником и пресс-секретарем главы администрации, губернатора, руководителем пресс-службы. Кстати, областную пресс-службу в 1994 году впервые организовал я. Только с точки зрения писателя, а я себя, все-таки, считаю писателем, большой недостаток вижу в том, что для руководства в общей сложности по объему отписал 90-томное «собрание сочинений». Писал доклады, речи, отчеты, тосты, и прочее. И только, уйдя из Белого Дома, я смог, наконец, полностью взяться за творчество. - Даже тосты писали? - Когда приезжал к нам в 1985-м президент Франции Валери-Жискар Дэстен, надо было написать Синегубову, тогдашнему председателю облисполкома, тост. Ведь тогда, даже на банкетах, без бумажек не говорили. Но встреча-то была важная и международная, так что пришлось изучить чуть ли не всю историю Франции и, соответственно, советско-французских отношений (улыбается – авт.). МАФИЯ БЕЗ ПАТЕНТА - Слоган «Мафия бессмертна» Вашего авторства? - Да. Я жалею, что не взял патент на это название. Но мы ж зачастую в юридических тонкостях люди безграмотные… И, с точки зрения хватки за деньги, в провинции писатели - народ отсталый. Кстати, с книгой был любопытный случай, «Московский Комсомолец» в свое время писал об этом. Для обложки «Мафии…» художник московского издательства, ее оформлявший и поленившийся, не стал что-то придумывать и рисовать, а взял реальную фотографию. Из журнала «Студенчески меридиан» - портрет ректора Московского института стали и сплавов. А у того, как раз пятидесятилетний юбилей был, ему в подарок эту книгу сразу несколько товарищей и преподнесли. Говорят, мол, ты сейчас главарь русской мафии. Москвичи народ умный и ушлый: он подал иск на издательство, оценив ущерб репутации в размере… 500 миллионов долларов. Сумма всех тогда взбаламутила! Рекламу он себе сделал огромную. - Но - и книге тоже? - Конечно. Но больше себе: был суд, провели экспертизу и идентификацию. Получил он и компенсацию, не столько, правда, но достаточно солидную сумму. - Гонорары за «Мафию…» помогли финансовое самочувствие улучшить? - Естественно, помогли. Я, все-таки, профессиональный писатель. Причем, единственный из всех здесь находящихся, книги которого не просто издают: я за это получаю гонорары. Но сразу скажу: на один писательский труд в России прожить очень сложно. Поэтому приходится работать. - То есть писательское дело прокормить не может? - Ну, когда у меня были тиражи по 50-70 тысяч, можно было жить. Мне даже советовали бросить работу. Слава Богу, не бросил. Я директор Фонда поддержки творческой интеллигенции, мы его первым создали в стране. Даже из Амурской области просили помочь такой же организовать. Руковожу Домом творчества. Он, действительно, стал Меккой для встреч творческой интеллигенции. Тут и областное литературное объединение начинающих авторов «Пегас», тут и писательская организация наша. Недавно стал и директором тульского отделения литературного фонда России, помогали спасать Дом творчества в подмосковном Переделкино. - Спасать? - Там, оказывается, была не оформлена земля. Это же самые лакомые и дорогие места: Переделкино, Барвиха и Рублевка. И под этим предлогом участок пытались у Дома творчества «отхватить». Мы писали массу обращений, писем, даже на имя Президента. И добились: Дом творчества в Переделкино существует. Люблю его и езжу часто. Там встретился я с Анастасией Цветаевой, ей тогда уже 98 было. Наши номера были напротив, гуляли, встречались, разговаривали. Ей очень понравилась моя ранняя деревенская проза, заинтересовала с точки зрения городского жителя, который думает, что мясо растет в магазинах. А спустя несколько дней ей, вдруг, резко стало плохо. Собралась умирать. Переделкино известно тем, что там резиденция Патриарха Алексия II, и очень старая XIV века церковь патриаршая, где икона Иверской Божьей матери находится. Оттуда пригласили священника. Он приехал, ее соборовал и уехал. И сразу Цветаевой неожиданно стало гораздо лучше! И после этого еще более полгода прожила. - А Вы в бога верите? -Конечно. Верующим я стал не после перестройки, я всегда им был. У меня мама, Дарья Ивановна Разгулова, очень набожная женщина, она меня в церковь и привела. И я ей благодарен за это. Меня, конечно, не взяли бы на работу в Белый дом, если бы заявил, что верующий. Но всегда носил на себе крест, даже на работу. Партбилет у меня в сейфе лежал, а крест был всегда на груди. Помню давний случай. Был у меня отдельный кабинет, иногда в течение дня зарядку любил поделать. И, один раз, крестик поверх галстука и выскочил. А я этого не заметил. В это время вызывают к начальнику с документами. Захожу в приемную, Зоя, секретарша посмотрела, увидела, ничего не сказала (народу было много вокруг), только покачала головой и указала глазами. Глянул и обомлел… Короче, она меня спасла. И вообще Господь мне много помогал в жизни. У меня есть конкретные примеры, когда только благодаря заступничеству бога у меня все было хорошо. - У Вас сразу глаза погрустнели… - Может быть, может быть… ХОЧУ НАПИСАТЬ ДНЕВНИК СТАЛИНА - В середине 90-х на обложках детективов традиционно были кровь, обнаженная женская натура, стволы. И, непременно, ненормативная лексика в тексте. Ваша «Мафия» тем «требованиям времени» не очень-то соответствует… - Да, она очень отличается. Всегда говорил и говорю, что ни в одном моем детективном романе нет ни порнухи, ни чернухи. Исключено! Это нормальная художественная проза, считаю. Да, мы жили в то переломное время, когда на улицах стреляли, когда царствовал беспредел. Такая жизнь, это неизбежно, нашла отражение и в моих книгах. Мне всегда было интересно писать и о высшей элите. О тех, от кого зависят судьбы мира. Два моих романа: «Звонок с того света» и «Ближняя дача» - они, как раз, о сильных мира сего. А там, где сильные личности, такие как Ельцин или Сталин, там властвуют интриги, любой сюжет становится детективным. - Сталин для Вас, так понимаю, культовая фигура? - Сталин для меня, вообще, интересен, как личность. Гений он или злодей, добрый или злой?! Все гениальные люди, в какой-то степени, злодеи. А Сталин был действительно гениальным человеком, крайне противоречивым, но интересным человеком. Я, например, убежден, что он не был злодеем по натуре. Его заставляли определенным образом действовать обстоятельства и… цель, которую он перед собой поставил: построение мирового коммунизма. И цель товарища Сталина оправдывала все средства. Я даже задумал – хотя о нем очень много написано, не хочется повторяться – книгу под рабочим названием «Дневник Сталина». Известно, что вождь не вел дневников. Но внутренне он с собой всегда беседовал, это каждый человек делает. На этой основе я и хочу поработать. В формате личного дневника хорошо можно было бы объяснить любой его поступок, который он неизбежно проговаривал сам с собой, обдумывал его неоднократно. Вот в такой интерпретации, мне кажется, это будет интересно. Я был в его кремлевской квартире, изучил много материалов. О Сталине написано много. Но не все! - Это смело, писать за самого Сталина… - Почему бы и нет?! Я же пишу художественное произведение. И потом, главное, не повторяться. Факты и поступки, конечно, общеизвестны. А, вот, человеческие метания, страдания, раздумья… Объяснения, почему он именно так поступал, - тут простор для творчества. А людям, на мой взгляд, как раз это-то и интересно. - Сталин ценил писателей, лучших из них холил и лелеял. А сегодняшней власти писатели нужны? - Не знаю, нужны ли писатели вообще власти в России. О них, как правило, вспоминают в критические моменты. Тот же известный эпизод с Ельциным. Когда зашаталась его власть, то он (сам ли решил, может, посоветовал кто) поехал в Сибирь к Астафьеву. Советоваться. Когда клюет жареный петух, власть и вспоминает о писателях. Вообще то, писатель – по определению человек для власти некомфортный. Он призван говорить правду, беспристрастно оценивать развитие событий в своей стране. Иначе он не писатель. История показала, что русские или советские писатели, лебезившие перед властью, сейчас практически забыты как писатели. Хотя при жизни были обласканы изрядно. Писатель - человек, который неудобен власти в принципе. Вспоминаю эпизод с Синегубовым, моим бывшим начальником. Иван Харитонович Юнак, первый секретарь обкома партии, увидел в нем соперника, который сможет его достойно заменить. И начал к нему сильно придираться, следить и прочее. Дошел до того, что как-то позвонил, и прямо по телефону начал «крыть». Синегубов терпел-терпел и говорит: «Иван Харитонович, прошу, больше меня не оскорблять… Я слишком много знаю!» Придирки после этого, как рукой сняло. - Валерий Яковлевич, это Вы к чему? - Это я применительно к себе сказал, что очень много знаю. И о многом интересном читателям «Московского Комсомольца в Туле» еще могу рассказать!... Павел Никульчев Фото Евгения Колотева ДОСЬЕ «МК в Туле» Валерий Яковлевич Маслов. Родился 6 ноября 1945 года в г. Донском Тульской области. Закончил: Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева, Высшую партийную школу при ЦК КПСС, Высшие офицерские курсы «Выстрел». Прозаик, журналист. Заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России, директор Тульского Дома творчества и Фонда поддержки творческой интеллигенции. Воинское звание: майор запаса. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Спортивные пристрастия: плавание, лыжи, ходьба. Любимое место отдыха: Дом творчества в Переделкино Московской области. СПРАВКА «МК в Туле»: Библиография Валерия Маслова насчитывает более трех десятков книг, тиражи которых выходили в свет в России, Украине, Израиле, Германии, Грузии, Сербии и Черногории. Общий тираж - более  миллиона экземпляров. Первые работы автора – повести из разряда деревенской прозы («Там же, на нашем пруду», «Возвращение», «Расплата»). Романы «Мафия бессмертна», «Бардак», «Дальше пойдешь один», «Три четверти печали», «Москва времен Чикаго», своего рода, летопись сложного переходного периода жизни России 90-х годов. Одна из последних - роман Валерия Маслова «Ближняя дача», сюжетные линии которого строятся на противопоставлении личностей Сталина и Ельцина. И, как считает писатель, фиксируют хронику смутного времени двух исторических эпох. Маслов – автор двух Собраний сочинений: 7-томника на Украине и трехтомного собрания сочинений, которое вышло в издательстве «Художественная литература». Два романа писателя вышли аудиокнигами в формате МП-3. Переиздававшаяся более десяти раз книга «Мафия бессмертна» принесла автору всероссийскую известность.

Категория: Мои статьи | Добавил: writer_maslov (01.04.2014)
Просмотров: 546 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz